Суббота, 18.05.2024, 16:48
Приветствую Вас Гость | RSS

Мой сайт

Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 36
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Технология критического мышления
Технология критического мышления
Мир стремительно меняется. Складывается совершенно новая экономическая ситуация. На нас обрушился беспрецедентный информационный взрыв, который явился порождением компьютерных информационных технологий. Сейчас человек, имеющий компьютер, имеет доступ ко многим библиотекам мира.
Можно предположить, что все, что мы так упорно заставляем учить своих учеников, может через 10 – 15 лет устареть. Возможно, многое из школьной программы нашим выпускникам не пригодится в жизни. Невозможно предсказать, какие виды работ предстоит выполнять нынешним первоклассникам.
Каков же выход? Научить детей учиться и критически мыслить. Что это значит?
Критическое мышление есть мышление самостоятельное, и носит индивидуальный характер. Информация является отправной точкой для дальнейших размышлений. Критическое мышление это аргументированное рассуждение, поиск неожиданных путей и решений. Критическое мышление осуществляется в ситуации, реально значимой для человека, определяемой его потребностями и целями. Невозможно быстро обучить критическому мышлению, нет такого предмета. Ведь каждый учащийся должен научиться анализировать, описывать, сравнивать, приводить аргументы «за» и «против», применять их для разрешения практических ситуаций.
 Технология критического мышления получила широкое распространение в Америке и Западной Европе. Разработчики проекта: Дженни Л. Стил, Кертис С. Мередит, Чарлз Тепл и Скотт Уолтер (1997 год). Данная работа написана на основе брошюры Дмитрия Иванова «Компетенции учителя», опыта учителей: Черновой В. – учителя географии города Санкт-Петербург, Маркиной И. – учителя химии города Майкопа и моего педагогического опыта.
«Встречаясь с новой информацией, учащиеся должны уметь рассматривать ее вдумчиво и критически. Они должны уметь самостоятельно оценивать информацию и идеи и действовать в соответствии с представлением о том, что в данной информации может быть им полезно. Они должны рассматривать новые идеи с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности информации: определять общую ценность идей на основании своих потребностей и целей» (Компетенции учителя / Д. Иванов. – М.: Чистые пруды, 2008, с. 13)
 Технология критического мышления состоит из трех основных стадий.
Это вызов,    осмысление,    рефлексия.
 
Стадия вызова (7минут).
На этой стадии учащиеся получают небольшую информацию по данной теме.
Необходимо «разбудить мысль».
Это может быть: обсуждение (например, афоризма или какого-то мнения); использование анекдотов, стихотворений, отрывков из статей; через актуализацию личного опыта учащегося; видеосюжет; рисунки; использование ситуаций и познавательных задач; через вопрос, на который ученики должны дать свой ответ (письменный).
 
Стадия Осмысления. Работа над новым материалом. (15 – 20 минут) Это главная стадия, где учащиеся вступают в контакт с новой информацией (работа с документом, чтение учебника, работа с текстом, слушание выступления, выполнение опытов).
В эту фазу могут быть включены: взаимоопрос и взаимообучение; составление опорных схем, графиков, рисунков, диаграмм; индивидуальная работа; составление кластера с «центральным» словом, составление таблицы.
Предлагается работать с текстом по схеме. Учащиеся выделяют карандашом: V – (Я это знал); + - (это для меня новое) ; - (это я не понял); ? – (об этом я хочу знать больше).
Предложить учащимся закончить фразу; дать письменный ответ на вопрос; написание эссе по предложенному афоризму; возврат к стадии вызова, возврат к ключевым словам, возврат к перевернутым схемам и кластерам; составление стихотворных форм, текст рекламного объявления или вопросов для интервью…
Учащимся предлагается заполнить маркировочную таблицу, в которой колонки имеют названия: ЗНАЮ – ХОЧУ ЗНАТЬ – УЗНАЛ (ЗХУ) – ВОПРОСЫ, которые заполняются индивидуально.
 
Стадия Рефлексии. На этой стадии учитель выступает как организатор рефлексии учащихся. Каждый учащийся должен задать себе несколько вопросов. Открыли в себе: (желание заниматься исследовательской деятельностью; способность достигать поставленные цели; способность решать возникающие трудности; желание узнать новое). Открыли в других: (надежных товарищей; самообладание и творческий подход; желание общаться со мной).
Критическое мышление невозможно выделить из процесса мышления. Поэтому формирование критического мышления связано с развитием мышления в целом. Существует много методов, приемов, форм работы по развитию мышления. Например, следующие приемы.
1. Линии Сравнения. Линии сравнения   Роберт Скотт    Руал Амундсен
Команда
Снаряжение
Опыт
Погодные условия
Удача
2. Анаграммы. Игра с буквами. Составить из букв КАК МАЧТА название географического объекта. (Камчатка).
3. «Белая ворона». Исключи лишнее: Килиманджаро, Кения, Альпы, Ключевская Сопка, Котопахи, Этна. (Альпы)
4. Найди пару. Ниагарский, Москва, Эверест, Миссисипи, Анхель, Париж, Енисей, Монблан.
5. «Секвейн». Белые стихи. 5 строчек:
 1 – одно слово – ключевое понятие;
2 – два слова, отвечающие на вопрос «какой?», признаки предмета;
3 – три слова, отвечающие на вопрос «что делает?», действие предмета;
 4 – четыре слова, характеризующие этот предмет,
5 – одно слова, синоним первому.
 6. «Кластер». Пишется одно понятие, а затем вокруг слова связанные с данным термином.
7. «Дерево предсказаний».
8. Проблема – причина – аргументы – вывод.
Учебные дискуссии, проблемное обучение, метод проектов – эти технологии приучают учащихся работать самостоятельно, задавать себе и другим вопросы, обосновывать и обсуждать свои идеи, выслушивать мнение другого.
Авторы разработок предлагают рекомендации по формированию критического мышления, алгоритмы работы с текстами.
Но невозможно научить критическому мышлению, работая по инструкции, по шаблонам. Ведь критическое мышление (как мы называем - смекалка) – это не стандартное мышление, оно рождается, когда человек оказывается в необычной ситуации. Такими необычными по форме можно назвать: урок-суд, урок-диалог.
 
Приведу пример нестандартного урока-географии в 10 классе.
Тема: Мастерская «Куб».
Ученики делятся на 4 группы.
 На столах таблички – Германия, Япония, Алжир, Мозамбик.
 
Учитель: - 1. Я мать – природа. Белые листы – это природные ресурсы. Насколько ваши страны обеспечены природными ресурсами, столько ваши страны получают листов бумаги. Германия – 2, Япония - 1, Алжир - 8, Мозамбик – 10.
2. Ножницы – новые технологии. Германия – 3, Япония - 4, Алжир - 0, Мозамбик – 0.
3. Линейка, карандаш – средства производства. Германия – 2, Япония - 2, Алжир - 0, Мозамбик – 0.
 4. Скотч – развитие инфраструктуры. Германия – 2, Япония - 3, Алжир - 0, Мозамбик – 0.
 
Ваша задача – построить куб. Учитель ничего не объясняет, делает вид, что занят своими делами, наблюдая за учениками, не вмешивается в процесс.
 
 Сначала пауза. У одних много бумаги, но нечем работать, у других, наоборот, орудия труда, но нет материала.
Я проводила такой урок несколько раз. Очень интересно, что везде ученики вели себя по-разному. Возмущались, бойкотировали, шли на хитрость, воровали, отбирали силой и, только под конец урока, начинался справедливый обмен «товаром».
Кубы получались разные: маленькие, кривые, неаккуратные, непрочные, или совсем не получались. И в редких случаях, когда ученики между собой быстро договаривались, ровные, красивые, заданных размеров. Вот где необходимо критическое мышление!
В конце урока рефлексия. Что вы чувствовали, получив задание? Какие были мысли, ощущения? Ваш ход рассуждений? Увидели ли вы сразу выход? Правильно ли вы вели себя? Правильно ли вели себя другие группы? А как следовало бы поступить? А как в жизни бывает? Сможете вы привести похожие примеры? Как должно быть в идеале? Как бы вы сформулировали тему урока? (Мировые экономические отношения).
 
В настоящее время обучение направлено на запоминание, что развитием мышления, конечно, не является. Особенно увеличилась нагрузка на память с введением экзамена в форме ЕГЭ. Но дело не в форме, а в самих текстах тестов. От учащегося при сдаче экзамена ЕГЭ по географии требуется знание статистических данных, которые, как известно, меняются. Это не обосновано, ведь для этого существуют словари, справочники. А именно в географии широкие возможности для развития пространственного воображения, установления причинно-следственных связей, географический прогноз, реконструкция прошлого Земли. Простое заучивание фактов не способствует развитию интереса, любознательности, приводит к нежеланию учиться.
 И, наоборот, технология критического мышления способствует личностно-ориентированному обучению, создает условия для самостоятельной работы учащихся, учит прислушиваться к мнению другого, критически относиться к мнению автора, не принимать все на веру, осуществлять рефлексию своей деятельности.
 
Н.К.
Категория: Мои статьи | Добавил: Лебедь (26.04.2011)
Просмотров: 5206 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.2/4
Всего комментариев: 1
1 Свечкарева Ирина  
0
Статья интересная, можно попробовать провести такой урок.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz