Суббота, 18.05.2024, 20:53
Приветствую Вас Гость | RSS

Мой сайт

Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 36
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Духовно-нравственное воспитание
Воспитание духовности – главное условие формирования гармоничной личности
Костарнова Н.К.,
заместитель директора по воспитательной работе, МБОУ СШ №16, п. Тульского, Майкопского района
 
Величие души должно быть свойством всех людей. Сенека
 
Человек приходит в этот мир. Сначала его нежат, баюкают, а затем начинают воспитывать. Воспитание – что же за слово такое? Попытаемся проникнуть в его суть. В этимологии этого слова главная часть - «питание». Питание, пища, еда - это необходимо для поддержания жизни. Но наше слово более загадочное, таким его делает первая часть. Это как устремление вверх, что-то воздушное, невесомое.
Сначала разберемся с объектом воспитания. Что есть Человек?
Это философский вопрос. Веками думали над ним мудрецы и простые люди, достался и нам он в наследство. Я рассматриваю человека как взаимодействие – тела, души и духа. Да, есть в человеке то, что нельзя ни потрогать, ни увидеть. С. Соловейчик писал: «О человеке, внутри которого горит свет, говорят, что в нем живет высокий Дух… Дух живет вне человека – в народе, в обществе, в человечестве. Воспитание Духа, воспитание духовности в этом и заключается воспитание. Воспитание ребенка – это и есть передача ему человеческого Духа, человеческого стремления творить на земле правду, добро и красоту».
Обратимся к публикации В. П. Зинченко – «Размышления о душе и ее воспитании». Он пишет: «Речь идет о том, что душа, в отличие от психики и сознания, всечеловечна, внеисторична, если угодно, архетипична. В ее эмоциональной памяти хранятся общечеловеческие, внеисторические ценности и смыслы.»[1]
Что же есть душа и где ее дом? Многие часто проводят аналогию с сердцем. «Воспитание Человека – это прежде всего воспитание сердца», - отмечал в своё время В.А. Сухомлинский, подчёркивая, что в «гармонии, которую представляет собой духовное богатство Человека, сердцу принадлежит самая тонкая, самая нежная мелодия»[2]
 Много внимания уделено этому вопросу в трудах И. Г. Песталоцци, который считал конечным результатом и целью воспитания воспитание «силы сердца в любви».
Многие педагоги твердят об одном, что дети должны получать любовь, сначала родителей, затем наставника, только тогда воспитание воздействует непосредственно на душу ребенка, направляя его чувства, желания, поступки.
Авторы многих материалов видят духовное воспитание в привитии веры в бога. В этих статьях есть интересные наблюдения, высказывания, рекомендации, которые можно использовать в школе, не занимаясь религиозной пропагандой, потому что есть общечеловеческие ценности, накопленные веками.
 Всегда были люди или группы лиц, стремившихся к духовному совершенствованию. История сохранила имена великих светочей человечества таких, как Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Жанна Д’ Арк и многих других. Человек Запада пытался достигнуть святости постом, молитвой и другими способами. Восточные мудрецы выработали несколько стройных систем или путей развития духа.
В чем же состоит воспитание духа и чем достигается развитие духовности? Есть ли общие закономерности?
 Обратимся к великим. Русский писатель и мыслитель Ф. М. Достоевский писал: «Красота спасет мир!»[3] Он писал о духовной красоте человека. Именно в воспитании красотой можно сформировать в человеке ту основу, тот духовный стержень, который может дать ему моральную силу противостоять злу.
 «Осознание красоты спасет мир» [4], – уточнил Н.К.Рерих. «Действие Красоты, как и действие психической энергии, осуществляется не только на физическом, но прежде всего на духовном плане».[5] Красота поднимает энергетику человека, утончает его чувства, что, в свою очередь, формирует творческую личность.
С самого раннего детства нужно приучать детей ценить и понимать красоту, которую можно усмотреть во всем — в окружающей природе, в звуке, в цвете.
Высшую гармонию и красоту мы можем наблюдать на природе. Природа – великая сила, влияющая ум, сердце, душу. Общение с природой порождает возвышенные, гармоничные мысли. Но необходимо учить детей наблюдать полет мотылька, слушать пение птиц, наблюдать закаты, улавливать тонкие запахи цветов.
 Важно, как можно больше приобщать детей к искусству, так как именно оно неразрывно связано с Красотою.
 Цель искусства – будить человеческий дух, поднимать человека над обыденностью, улучшать и облагораживать его нравственный облик. К искусству относят живопись, музыку, театр, литературу. «Однако, чтение книг, посещение театров и музеев не есть духовная жизнь.
Духовная жизнь человека - это его собственное стремление к высокому, и тогда книга или театр волнуют его, потому что отвечают его стремлениям» [6] В каждом человеке заложена склонность к звуку, к видению красоты цвета, слова, но без воспитания она спит.
 Некоторые полагают, что это образуется само и не требует воспитания, – большое заблуждение, ибо все качества нуждаются в воспитании. Человек должен слушать прекрасную музыку и пение, любоваться чудесной палитрой красок, читать хорошие книги. И наоборот необходимо уберечь детей от дурной музыки, от сквернословия и других пороков, которые разлагают душу.
Для духовного воспитания большое значение играет воображение, которое ведет к восхищению, воодушевлению, восхождению. Воображение – это путь к творческому созиданию, ведь именно творчество несет особую духовную радость. Очень важно побудить воспитанника к самосовершенствованию.
Духовное развитие - труд, в первую очередь, самого человека. Нужно показывать примеры самоотверженных героев, лучшие стороны человечества. Пусть дети поймут, что им открыты великие пути.
Воспитание Души – это самое важное и, пожалуй, самое трудное в воспитании, это извечная проблема. Не смотря на давность поставленного вопроса, научных педагогических работ, на эту тему немного. Но собирая по крупицам можно выстроить систему духовного воспитания, ведь многие философы, психологи и педагоги стремились постичь понятия «душа», «дух» и выявить закономерности их формирования. Вместе с тем, именно воспитание Души, самый верный путь для выполнения задач духовно-нравственного воспитания детей. С этого надо начинать, это истоки.
 В своем докладе я наметила канву работы учителя. Ключевые понятия: искусство, живопись, музыка, литература, воображение, творчество, природа. В зависимости от местных условий, можно разработать свою программу работы над воспитанием духовности. Это уроки приобщения к прекрасному, беседы, экскурсии, встречи, чтение книг. Нужно учить детей умению слушать музыку, разбираться в живописи, чувствовать природу, показывать примеры доброты и милосердия, приобщать к национальному искусству. Но главное, что должно присутствовать в каждой программе – это творчество, сотрудничество, красота, любовь. Душу можно воспитать, только затронув самые тонкие ее струны.
И главное: человека со светлой Душой может воспитать только духовный человек, человек, имеющий высокий Дух. Поэтому перед учителем стоит сложная задача – подниматься по духовной лестнице и вести за собой воспитанников.
 
 
Литература
1.В.П. Зинченко «Размышления о душе и ее воспитании», «Вопросы философии», 2002, № 2, 3
2. В.А. Сухомлинский «О воспитании», Политиздат, М. 1975
3.Ф. М. Достоевский, «Идиот», ч.3. гл.5
4,5. Издательский Центр РОССАЗИЯ. Николай Рерих о красоте. http://rossasia.sibro.ru/voshod/article/18435
6. С.Соловейчик «Педагогика для всех»
 
Категория: Мои статьи | Добавил: Лебедь (29.11.2011)
Просмотров: 2874 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz