Введение.
Я - учитель географии, моё увлечение – туризм. Моя страсть к походам, к путешествиям привела меня в географию, а любовь к географии открыла путь к краеведению. Вот уже много лет я работаю в школе, и все эти годы занимаюсь туристско-краеведческой деятельностью. С рюкзаком за плечами пройдены многие километры, собран богатый краеведческий материал.
Работая заместителем директора по воспитательной работе, я положила в основу воспитательной работы школы туристско-краеведческую деятельность. Опыт работы показал, что туристско-краеведческую деятельность в школе можно сделать массовой, и это даёт большой воспитательный эффект.
Данная книга окажет большую помощь руководителям туристско-краеведческих кружков, вожатым, организаторам воспитательной работы с детьми, методистам. Методические материалы рассматривались на Методическом Совете ЦДЮТЭ Республики Адыгея и были рекомендованы к печати.
Я стала Лауреатом V Всероссийского конкурса методических материалов в помощь организаторам туристско-краеведческой и экскурсионной работы с обучающимися. Награждена Дипломом VI Всероссийского конкурса авторских образовательных программ дополнительного образования детей. Материалы Всероссийских конкурсов положены в основу данной работы. В работе приведена воспитательная программа работы школы на основе туризма, краеведения, экологии раскрывается воспитательное значение туристско-краеведческой деятельности, основные направления работы, приводятся авторские программы по направлению туризм и краеведение.
Программы составлены с учётом возрастных особенностей детей, потребности детей в игре, романтике, любознательности, занимательности. Вся работа ведётся по методике коллективных творческих дел. Большие общешкольные мероприятия проводятся 1 - 2 раза в четверть, подготовка к которым ведётся в течение месяца. Работа будет успешной, если в школе работают 3 - 4 туристско-краеведческих кружка, члены которого являются заводилами всех школьных дел, инструкторами, вожатыми, судьями, жюри.