Воскресенье, 19.05.2024, 02:38

Мой сайт

Блог

Главная » 2011 » Апрель » 24 » Горная симфония. Озеро Бамбаки.
Горная симфония. Озеро Бамбаки.

Озеро Бамбаки.

Поход по маршруту: Сахрай – Шестакова поляна – Малый Тхач – Ачежбок – Дзювя – Солонцовый – Бамбаки – Киша – Хамышки.

Среди множества воспоминаний о событиях этих дней в памяти встают трудности, связанные с погодой. Путешествие длилось восемь дней. По иронии судьбы без осадков были два дня, первый и последний (дни заезда и отъезда).
Шесть дней нас погода проверяла на прочность. От балагана на Тырло до поляны Шестакова нас сопровождал мелкий моросящий дождь. Мокрая высокая трава, грязная тропа. Но ночевка в добротном балагане была сухой и теплой. Утро было туманное и хмурое. После выхода на маршрут начался дождь, который не прекращался до вечера.
В сплошном тумане мы прошли Малый Тхач. И лишь небольшое окно открылось на несколько минут, и мы увидели над собой неприступные скалы, а внизу глубокую долину реки. Среди рваных облаков просматривалась скала Афонка. Ливнем нас мыло на склонах горы Асбестной. Но вечером погода нам улыбнулась, а с утра снова мелкий моросящий дождь. Самые суровые испытания нам приготовил Шибле (бог погоды) на склонах горы Дзювя. Грохотал гром, сверкали молнии, а холодный дождь сменился градом. Град обрушился на нашу голову неожиданно в тот момент, когда мы сбились с тропы и вынуждены были спускаться вниз по зарослям рододендрона. С трудом мы выбрались на перевал, видимость очень плохая, но повезло, что тропа была четкой. Дождь стеной закрыл от нашего взора Солонцовый хребет.
Но вот, наконец, и цель нашего похода – Бамбаки.
Осадки неожиданно прекратились, и перед нами открылась впечатляющая картина. Внизу белой лентой протекает река, а прямо перед нами возвышается огромный изумрудный массив со скальными выходами и пятнами снега. Бамбаки – это две вершины, Малый и Большой Бамбак (2742,0 м и 2785,2 м), входящие в горный узел, разделяющий бассейны рек Киша и Уруштен.
Топоним имеет несколько значений. В абазинском языке «бампа» - грусть, тоска, страдание. В адыгейском языке слово «бэмб» означает рычаг, элемент «кэ» - низовье. Возможно, этим рычагом, соединяющим верх и низ, стала река Бамбачка, которая является границей между Солонцовым хребтом и северными склонами горы Бамбак.
Бамбачка – левый приток реки Уруштен, который берет свое начало из красивых озер. Преодолевая трудный путь, идут сюда туристы, чтобы увидеть это горное чудо. Вот и мы добрались в этот дикий чарующий край.
Сквозь высокую траву на левом берегу реки просматривается крыша старого вагончика, приюта для странствующих людей. Устремляемся к нему. Через многочисленные ручьи и мочаки, через заросли крапивы и высокого бурьяна достигаем желанной цели. Вагончик старый, без окон, без дверей, но все-таки крыша над головой.
Ветер разогнал тучи, и можно было любоваться горными красотами. Правый берег Бамбачки круто поднимается вверх. Кажется, что весь мир окрасился в зеленый цвет. Альпийские луга поднимаются до самого неба. Где-то там, высоко-высоко, вершина горы, а у подножья скального выступа спряталось озеро.
Ночь выдалась холодная. Утром трава сверкала в инее. Но летнее солнце быстро обогрело землю. После скромного завтрака отправляемся на поиски озера. Ориентиры очень просты – вверх по притоку реки. С трудом форсируем Бамбачку. Воды по колено, вода холодная, большая скорость течения. Правый берег реки покрыт высоким бурьяном, идти неприятно, но вскоре буйные заросли сменяются яркими цветущими лугами. Без рюкзака двигаться легко.
Погода, наконец, то подарила нам солнце и безоблачное небо. Открываются безбрежные дали. На горизонте хребет Скирда с вертикальными отрогами, глубокое, пугающее ущелье реки Уруштен. На северо-восток не сразу узнаю Ачежбок. Я привыкла видеть его скалистые стены с другой стороны. Четко виден на горизонте перевал Чертовы ворота. Далеко на севере красуется крепость Большого Тхача. А наш путь вверх, к скальным обнажениям горы Бамбак. Сначала травянистый гребень мы принимаем за вершину, и даже идет разговор о восхождении. Но потом мы поймем, что глубоко ошибались. Поднявшись на хребет над озером, мы увидим неприступные бастионы скал и пирамидальную вершину. Там зона безжизненных скальных обнажений и вечных снегов. К слову будет сказать, что это северные склоны, которые меньше прогреваются солнцем, поэтому много многолетних снежников.
И вот среди этих ярких, броских, кричащих красок мы увидели горное озеро. «Здравствуй, озеро, мы добирались до тебя пять долгих и трудных дней!» Я не испытала бурного восторга, как ожидала. Оно показалось мне тихим скромным и даже невзрачным.
Это самое большое из Бамбакских озер. Озеро ледниково-карстового происхождения, имеет форму эллипса, расположено на высоте 2389,0м. На южном берегу снежник спускается к самой воде, и отражается в зеркальной водной глади. Вода талая, вкуса не имеет, холодная, чистая, каждый камешек на дне виден. Отражается в озере небо, и создается впечатление необъятной глубины, но это иллюзия. Сыплют горные склоны в озерную чашу камни, и оно их собирает.
Выполняем обряд купания. Тело ощущает прилив бодрости, от леденящей воды горит, как от кипятка.
Раннее утро, тень хребта покрывает часть озера. Идем по берегу. Вот следы пребывания человека – помятая трава, здесь стояла палатка. Идут к озеру люди с горячими сердцами, оно притягивает их как магнит.
Начинаем подъем на хребет к западу от озера. Эта часть горы, как нос устремляемся в сторону Бамбачки. Его высота 2412м. Я все оглядываюсь на озеро, и, не добравшись до вершины, опускаюсь на мягкую траву.
Вот оно откровение гор! Озеро с высоты напоминает глаз, ресницами высокие травы, как зрачок, отражающийся многолетний снег. В озере голубизна неба, золотые блики солнца, зелень склонов, загадочная темнота теней. Око гор. Это Земля смотрит на мир. Что видит она? Горы, солнце, небо, звезды? Вся Вселенная в этом озере. Я почувствовала, что мне открылась душа гор.
Тут я услышала, что мои спутники, достигшие вершины хребта, кричат и отчаянно жестикулируют. Спешу к ним, чтобы посмотреть, что скрывается на обратной стороне хребта. Я испытала восторг, глянув вниз в межгорную долину.
Внизу в изумрудную зелень трав алмазами были вкраплены два озеро. Одно длинное, продолговатое, другое в форме блюдца. «Ожерельем Кавказа» называет горные озера известный географ Ю.К. Ефремов, и лучше слов не найдешь.
Есть еще озеро на этом горном плато, которое легко найти, если идти по тропе на юг к перевалу, от которого тропа ведет на юго-запад к реке Киша. К востоку от тропы под отрогами горы Малый Бамбак спряталось укромное горное озеро, в обрамлении скал и вечных снегов. Котловина озера имеет круглую форму. Обрывистые берега отбрасывают тень, и вода имеет темно-синий цвет, а посередине плавает небольшой айсберг – часть снежника.
Вызвала умиление и поразила маленькая дикая уточка. Откуда она в этом суровом краю? Утка плавала посредине водоема, ныряла, всем видом показывала, что это ее дом. Я сидела на берегу озера и смотрела в него как в зеркало. И для меня это далекое озеро, к которому я шла через хребты и перевалы, было такое близкое и родное, как лучший друг, как я сама.
Бамбаки. Удивительно красивы эти места: альпийские луга, скалистые отроги, снежники, реки, водопады, горные озера.
Но туристов притягивают сюда еще и рассказы о камнях, которые выложены на вершине хребта в виде странных знаков. Мы осмотрели площадки с камнями, расположенными в определенном порядке. Кому-то очень привлекательна версия, что это следы далеких цивилизаций. Но мой вывод, что это следы выветривания, то есть работа снега, воды, ветра. Формы рельефа (большие и мелкие) – результат внутренних и внешних процессов, создающих земную поверхность. Природа искусный мастер, который ваяет лик Земли.
Покидали Бамбаки мы под холодным дождем, в густом тумане. Наш путь лежал через урочище Порт-Артур вниз к реке Киша. Шли по едва заметной тропе. Вечером мы вошли в зону леса, где у родника остановились на ночлег. А на другой день свежие следы зубров вывели нас в Зубропарк.
 Н.К.

Прикрепления: Картинка 1
Просмотров: 18162 | Добавил: Лебедь | Рейтинг: 5.0/1
3 avuhuaafanba
Tris http://yourmedicinehat.net/2009/05/30/superior-amino-2222-tabs-side-effects/ - superior amino 2222 tabs side effects horsemen false http://yourmedicinehat.net/2009/07/06/metformin-1000-g/ - metformin 1000 g staying banquet http://yourmedicinehat.net/2009/07/07/nfpa-for-sucrose-sigma-ultra/ - nfpa for sucrose sigma ultra equally hungry http://yourmedicinehat.net/2009/07/16/can-you-get-high-off-of-meperidine/ - can you get high off of meperidine awoke effort http://yourmedicinehat.net/2009/08/10/fibre-optic-cable-max-speed/ - fibre optic cable max speed slump slaughtering http://yourmedicinehat.net/2009/09/08/how-periodontal-scalers-worlk/ - how periodontal scalers worlk scarlet eat http://yourmedicinehat.net/2009/09/10/carisoprodol-2444-imprint/ - carisoprodol 2444 imprint travel eat http://yourmedicinehat.net/2009/10/07/bactroban-for-fungal-skin-infections/ - bactroban for fungal skin infections age toll http://yourmedicinehat.net/2009/10/20/loz-skyward-sword-walkthrough/ - loz skyward sword walkthrough core feast http://yourmedicinehat.net/2009/11/25/side-effects-of-tapazole-medication/ - side effects of tapazole medication lull everyone land.

2 DroNNO
Интересно, я даже и недумала об этом…

1 Сергей Цыганков
Мой друг летом нынешнего года собирается идти по этому маршруту. Очень уж его заинтересовало озеро Бамбаки: во-первых, красотою, о которой он, к сожалению, знает только по интернет-зарисовкам; а во-вторых, название, смысл которого он. вопреки установившемуся мнению, ищет в родном для себя армянском языке и, надо признать, находит. Теперь и я буду знать, на чей сайт отправить своего товарища!